Кто получит миллионы МТСБУ?

фото acidburn-assa.livejournal.com

Новый глава Нацфинуслуг Андрей Стасевский и страховщики лишили депутата Виталия Хомутынника контроля над Моторно бюро, чтобы контролировать многомиллиардный рынок "автогражданки". В том числе, речь идет о контроле за потоками от мошеннических операций. Правда, теперь страховщики хотят "отжать" самого Стасевского, а Хомутынник решил вернуть контроль над бюро через парламент.

Ц ього понедельника еще существовала уверенность, что страховые компании получили контроль над Моторно бюро, которое является ключевым звеном в схеме контроля рынка "автогражданки" объемом 2200000000 грн. Недавно они выбрали в президиум МТСБУ семерых своих представителей, а также добились смены руководства. Подробнее об этом читайте здесь .

Действовали страховщики при поддержке председателя Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Андрея Стасевского. Он является одним из тех, кто может выиграть от недавней ротации в руководстве бюро и получить контроль над частью финансовых потоков рынке "автогражданки".

Неудачником можно считать народного депутата, председателя финансового комитета Верховной Рады Виталий Хомутынник. С должности руководителя МТСБУ и президиума - нечто вроде правления - сняли его людей.

Правда, почти сразу страховые компании предложили лишить контроля над МТСБУ собственно ... Нацфинуслуг. То есть Стасевского.

Впрочем, впоследствии выяснилось, что Хомутынник тоже не отдаст огромный рынок просто так.

Сначала в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №10589.

Автор народный депутат Валерий Шаманов предложил отменить страхования "автогражданки" и вернуть страховщикам их взносы в фонды.

Вероятность прохождения такого документа в ВР с самого начала была очень низкой, а в его возможном подписании президентом вообще не верилось.

Совсем другое дело - законопроект №10626 , Зарегистрирован в парламенте в этот понедельник.

Регионал Александр Един подал законопроект, которым предложил передать право принимать главные решения в бюро от президиума к дирекции. Причем, согласно поданному им законопроекту, дирекция будет вполне выведена из-под контроля президиума.

Кроме того, депутат предложил изменения в устав бюро, но об этом - позже. Воплощение этих предложений приведет к тому, что какой-то представитель государства, скорее всего, сам Хомутынник, получит контроль над многомиллионными потоками МТСБУ.

Конечно, все эти изменения предложены "в интересах страховщиков".

За что воюют страховщики, Стасевский и Хомутынник

Надо понимать, за что спорят группы влияния, когда пытаются получить контроль над бюро.

Каждый автовладелец знает, что раз в год он должен купить за 800-1500 грн полис страхования своей гражданской ответственности. Если он станет виновником ДТП, то считается, что страховая компания оплатит за него все расходы пострадавшим за этим происшествием.

Так вот: миллионы автовладельцев покупают полисы на общую сумму 2200000000 грн, и эти полисы оформляются на бланках. Предшественник Стасевского Василий Волга пытался забрать этот бизнес под себя, но не успел - его посадили в СИЗО.

На прошлой неделе, по первому президиум МТСБУ в новом составе был вынесен вопрос о печати бланков полисов "автогражданки". На последнем заседании было принято решение о срочном печать 1500000 бланков на "Киевской офсетной фабрике".

Протокол заседания смотрите здесь .

Зачем столько? Ситуация с полисами имеет несколько аспектов. С одной стороны, по словам членов президиума, остатки полисов в МТСБУ действительно минимальные, их едва хватит на месяц работы страховщиков.

Наряду с этим в МТСБУ поступило письмо от Информационно-технического центра (см п.4.1.1 приложения №2) с предложением возобновить выполнение договора об изготовлении бланков. На следующее заседание президиума уже планируется вынести вопрос заказ в ИТЦ 2 млн бланков.

Несколько слов о "возобновление сотрудничества". Во времена руководства Госфинуслуг Василием Волгой печать бланков полисов было передано от МТСБУ в госпредприятия "Информационно-технический центр", инициатором создания которого была Госфинуслуг. Это предприятие должно было давать комиссии дополнительный доход для покупки оргтехники.

Стоимость бланков тогда составляла около 11 грн. Чтобы МТСБУ согласилось отдать такой лакомый бизнес, Госфинуслуг позволила повысить стоимость полисов "автогражданки" для автовладельцев. Страховщики очень рассчитывали на это повышение тарифов.

Однако уже в апреле прошлого года ИТЦ обвинили в нецелевом использовании 42 млн грн бюджетных средств. Волга тогда заявлял, что проверка правоохранительными органами нарушений не обнаружила. Однако, по информации из открытых источников, по дороге от МТСБУ до конечного исполнителя было потеряно 24 млн грн.

Сегодня полисы печатают по цене чуть больше 2 грн. Снижение цены сказалось. В отличие от 11-гривневых полисов, эти имеют более низкую степень защиты.

Сколько они будут стоить у нового исполнителя - ИТЦ - пока неизвестно, но даже если цена будет ниже нынешней, стоит ли иметь дело с предприятием с запятнанной репутацией? На такое можно пойти только в результате политических договоренностей.

Напечатать полисы мало. Куда важнее ими правильно распорядиться. А они почему-то портятся и теряются. Причем не случайно. Речь идет о довольно распространенный бизнес с многомиллионными оборотами.

В каких объемах полисы портятся и теряются - неизвестно. Согласно официальному ответу бюро в адрес Нацфинуслуг, объем "потерянных" полисов составляет 7,1 тыс бланков с начала года. Хотя на самом деле, утверждает источник ЭП в комиссии, эти обороты существенно больше. "Отследить это невозможно", - отметил источник.

Довольно часто встречаются случаи, когда страховая компания обращается в бюро с просьбой выдать ей бланки полисов. А по информации МТСБУ, согласно количеству полученных ранее полисов и количества застрахованных, компания имеет необходимое количество полисов.

Такая ситуация возможна из-за того, что система учета бланков в компаниях весьма условна. "Вопрос учета полисов все компании решают по-разному. Часто ведется только учет подписанных договоров, и компании не знают, сколько полисов находится на руках у агентов", - рассказывает президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма.

Другая сторона медали - потерянные и недействительные полисы. По правилам, компания должна вносить информацию о такие полисы в Единую централизованную базу данных МТСБУ. По словам Владимира Романишина, недавно уволенного с поста президента бюро, страховщики вносили такую ​​информацию в среднем раз в месяц. Впрочем, признается он, агенты не всегда отчитываются о том, что полис испорченный, и используют его для собственной наживы.

"Например, агент выписывает полис от имени компании, но полученные за это полис средства забирает себе. А потом отчитывается, что полис испорчено.

Если же случается страховой случай, компания имеет полное право не вплачуваты возмещения, но, как правило, производит выплату, чтобы не портить себе имидж.

И если потом удается найти агента-мошенника, то никаких санкций, кроме увольнения, к нему применить невозможно. Он просто переходит в другую компанию ", - рассказывает Дмитрий Грицута, председатель правления СК" Княжа Виенна Иншуранс Груп ", член Коорднацийнои совета МТСБУ.

Подобные случаи чаще всего происходят в компаниях, имеющих большое количество страховых агентов (см. Таблицы). Кстати, лицензия лидера по количеству потерянных бланков СК "Добробут" была приостановлена ​​несколько месяцев назад, но вчера она была возобновлена.

Конечно, ни одна компания не скажет, что она устроила "потерю" полисов на регулярной основе, чтобы превратить это в контролируемый бизнес.

Еще одна проблема - полисы компаний, потерявших лицензию. Согласно требованиям МТСБУ, компания обязана вернуть в бюро остатки полисов в случае неплатежеспособности, выхода из МТСБУ или потери лицензии на страхование "автогражданки". Для этого проводится инвентаризация.

Однако в бюро признают: найти остатки полисов удается не всегда.

"С 17 страховщиков, по разным причинам вышли из бюро, только девять компаний вернули все полисы. В остальном компаний - проблема", - признается Иван Гуминский, заместитель гендиректора МТСБУ.

Выявить такие полисы можно только в случае обращения потерпевшего за страховой выплатой.

За такие горе-компании возмещения проводит МТСБУ из фонда защиты потерпевших. Специально для таких случаев все страховые компании, которые работают с "автогражданке", делают отчисления в этот фонд.

Ситуацию можно решить, обязав всех агентов вносить в Единую базу данных МТСБУ информацию о проданных полисов в режиме он-лайн. Это станет возможным после утверждения реестра страховых агентов в МТСБУ.

Попытались решить проблему и в МВД, где создается база данных прохождения техосмотра. В ней будет содержаться информация о полисы страхования, заключенные по авто, которые подлежат техосмотру.

Другая, не менее интересная ситуация сложилась с полисами международного автострахования «Зеленая карта».

Здесь объемы мошенничества еще больше. Если в 2010 году было потеряно 4335 комплектов бланков "Зеленой карты", то в 2011 году - в десять раз больше - 43,9 тыс.

Минимальная стоимость «Зеленой карты», чтобы поехать на машине в Европу на 15 суток, стоит 260-270 грн. Для грузовика на год - $ 1000.

Подавляющее большинство якобы утраченных полисов «Зеленой карты» была подделана, или же средства за ними вообще не поступили в компании.

"Агент продает такой полис клиенту, что едет за границу на несколько дней. После возвращения в Украину агент возвращает половину премии клиенту, остальное забирает себе, а полис записывает как потерянный. И если по таким полисам впоследствии поступают обращения о выплате, их вынуждена покрывать МТСБУ ", - рассказывает Дмитрий Грицута.

На 17 апреля гарантийные обязательства бюро по "Зеленой карте" составляют около 600 тыс евро, в том числе 200 тыс евро - за ущербом лишь одного из бывших страховщиков - полных членов МТСБУ. Остальные - те, что возникли в связи с использованием фальшивых "Зеленых карт" Украинская автовладельцами за рубежом.

К тому же, МТСБУ выплатит около 1500000 евро по обязательствам двух неплатежеспособных членов бюро. В прошлом году неплатежеспособными стали СК "Инвестсервис" и Украинская экологическая страховая компания. Следовательно, вопрос достоверности финансовой информации, предоставляемой членами бюро объединению и возможностей МТСБУ адекватно оценить финансовое состояние СК остается открытым.

Страховщики "кидают" Стасевского, Хомутынник наносит обратный удар

Начиная процедуру увольнения Вадима Загребного с должности гендириректора МТСБУ, страховщики и председатель Нацфинуслуг Андрей Стасевский вряд ли понимали, что получат взамен Не менее политическое назначение.

Поняв, что кандидатура Бориса Визирова оказалась единственным возможным вариантом, на прошлой неделе члены президиума попытались выторговать для себя изменения в устав МТСБУ.

Надо отметить, что устав Бюро с самого начала существования органа предусматривал политическую зависимость. Почти все ключевые вопросы работы бюро и кадровые решения президиум должна согласовывать с координационным советом.

Такой порядок вещей вполне вписывается в социальную идеологию "автогражданки". Мол, государство определило этот вид страхования как обязательный, и вполне логично, что она должна иметь возможность влиять на действия профессионального объединения, которое обеспечивает работу рынка.

Однако страховщики предлагают изменить порядок увольнения гендиректора. Они настаивают, что президиум должен иметь право без необходимости согласования с Координационным советом уволить гендиректора. То есть они предлагают сделать эту должность сугубо технической: если исполнитель может быть уволен в любой момент, он будет вести себя вежливо.

Между Визиров уже приступил к исполнению обязанностей гендиректора МТСБУ.

К тому же, предлагается изменить состав собственно Координационного совета - это нечто вроде наблюдательного совета в традиционном акционерном обществе. Страховщики считают, что надо уменьшить квоту депутатов от профильного комитета ВР с трех до одного представителя, оставить одного представителя от Нацкомфинуслуг и отказаться от представительства Лиги страховых организации в Координационном совете.

То есть страховщики предлагают отдать им власть в МТСБУ, а депутатов и комиссию - лишить ее окончательно. Вряд ли Стасевский рассчитывал на такой поворот событий, когда договаривался о взаимодействии с представителями рынка.

Забавность ситуации в следующем: предложенные изменения в устав страховщики должны принять самостоятельно на общем собрании 6 июля, а Нацкомфинуслуг должна эти изменения согласовать.

Однако согласует - неизвестно. Наиболее вероятно, что нет, или же Стасевский захочет получить за это гарантированный источник доходов.

Например, годовой контракт на исключительное право печатать полисы "автогражданки" для государственного предприятия, созданное еще его предшественником Волгой.

Эти деньги могут понадобиться голове Нацфинуслуг, чтобы помочь на выборах компартии, по квоте которой он назначен на должность.

Вообще-то попытка страховщиков выторговать политическую независимость, идя на политическое соглашение, выглядит довольно странно.

"В этой ситуации виноваты сами страховщики. Нужно было разобраться между членами объединения, а не призывать на помощь представителей власти. Назначение государством гендиректора для наведения порядка является вполне логичным шагом", - объясняет Гудыма.

Кроме изменений в устав МТСБУ, каждый из страховщиков пытался получить преференции для своего бизнеса. Страховщики также надеются, что новое назначение в бюро позволит решить спор между МТСБУ и Нацкомфинуслуг по изменению корректирующего коэффициента по первому типу полиса с 1 до 1,35, как и было до 2011 года.

Такая техническая неточность закралась в тарифы еще во время руководства Госфинуслуг Василием Волгой, и является существенной для компаний, если она хочет продавать "потеряны", а реальные полисы. Наверное, страховщики никак не ожидали, что со стороны депутатов будут предложены прямо противоположные изменения в устав.

В частности, в уже упомянутом законопроекте Александра Едина предлагается не только предоставить особые полномочия дирекции, но и полностью изменить подход к функционированию Координационного совета - некоего аналога наблюдательного совета.

Так вот, новый состав этого совета предложено закрепить в законе об "автогражданке". В нее войдут пять представителей власти - от Минфина, Минэкономразвития, МВД, Нацкомфинуслуг и Государственной пограничной службы.

Далее схема будет работать так.

Дирекция получит право утверждать по согласованию с Координационным советом порядке и условиях формирования централизованных страховых резервных фондов, порядок размещения средств централизованных страховых резервных фондов и фонда предупредительных мероприятий МТСБУ.

То есть решение ключевых вопросов будет выведено из-под компетенции президиума.

Скорее всего, контролировать дирекцию и Координационный совет тот же Хомутынник. По крайней мере, он настроен как можно скорее протолкнуть этот законопроект.

"Мы рассмотрим законопроект и определимся со своей позицией уже на ближайшем заседании (20 июня). Шансы, что законопроект будет поддержан комитетом, достаточно высоки: автор документа входит в состав координационного совета МТСБУ и знает, что происходит на рынке", - сказал вчера глава финансового комитета Рады.

Почему так быстро? Поэтому что 22 июня состоится плановое заседание Координационного совета. Она должна утвердить или отменить освобождение от руководящих должностей МТСБУ Вадим Загребной и Владимира Романишина - людей, приближенных к Хомутынник.

Итак, законопроект Едина - это своеобразный шантаж со стороны депутатов. Возможно, им даже удастся сохранить контроль над бюро.

Куда идут миллиарды от "автогражданки"?

В бюро не скрывают, что платежная дисциплина компаний за последний год ухудшилась.

"В течение трех месяцев регулируется только 53% заявлений о возмещении, а в одиннадцати страховых компаний уровень урегулирования вообще меньше 50%. Компании затягивают выплаты, пытаясь избежать ответственности перед клиентами", - прокомментировал ситуацию Романишин.

Финансовые проблемы имеют несколько причин.

Во-первых, резервы страховщиков по закону должны быть покрыты ликвидными активами и оценены по рыночной стоимости. Однако регулятор - ранее Госфинуслуг, а ныне Нацкомфинуслуг - не в состоянии проверить адекватность оценки стоимости активов. Причина в том, что отчетность страховщики подают раз в квартал, а ее недостоверность можно доказать только путем выездной проверки.

К тому же, в течение последних двух лет регулятор был больше занят популистскими вопросами и попытками заработать деньги, в том числе через печать полисов, чем контролем оценки активов.

Во-вторых, несмотря на законодательно закреплены тарифы на "автогражданку", ряд компаний прибегает к демпингу за счет понижающих коэффициентов. Заниженные тарифы не дают страховщикам возможности в достаточной мере сформировать активы на покрытие резервов, а недорезервирование ведет к недостаточности средств для осуществления выплат.

Часть компаний благодаря демпингу уже сегодня вынуждена жить "с колес", выплачивая клиентам страховые возмещения по страховым премиям по новым договорам. Сколько на рынке таких квазипирамид - покажет время.

И это не считая откровенного продажи так называемых потерянных полисов. Доходы от такого откровенно мошеннического вида деятельности контролировать невозможно.

Третья проблема - существенно завышены комиссии агентам за продажу полисов гражданской ответственности. Иногда они достигают 50% премии, хотя по закону компания должна 75% из полученной премии разместить для покрытия резервов предстоящих выплат. Еще 20% компания может потратить на ведение дела плюс налоговые отчисления - 3% премии - и взносы в фонды бюро - 4%.

Вот и получается, что деятельность страховщиков на рынке "автогражданки" является убыточной и достигает -150%. Впрочем, это идеальная ситуация, в реальности все несколько иначе.

Средний уровень выплат страховщиков - отношение суммы выплат к сумме премий - составляет около 45%. И большинство страховщиков платят комиссии агентам в размере до 30%. СК полностью зависимы от страховых агентов, поскольку те приносят им львиную долю премий по массовым видам страхования.

А вот регистрации или регламентирования деятельности самих агентов практически не. МТСБУ сейчас только разрабатывает порядок регистрации страховых агентов. Требования же к обучению таких специалистов прописаны в новой редакции закона "О страховании", который прошел только первое чтение в ВР.

"В ближайшее время не менее десяти компаний добровольно уйдет с рынка" автогражданки ". Такие процессы уже три года идут в России, то же ждет и нас. Компании, чье финансовое состояние не соответствует требованиям закона и которые не найдут средства для пополнения капитала, не должны быть членами бюро ", - говорит Игорь Гордиенко, председатель правления СК" Инго Украина ", член Координационного совета МТСБУ.

Хотя смогут страховщики объективно оценить финансовое состояние членов МТСБУ, несмотря на персоналии? Ведь среди тех, чье финансовое состояние вызывает беспокойство, является именитые, крупные компании, которые задействуют все возможные ресурсы, чтобы такая чистка рынка происходила, как минимум, выборочно.

Передела рынка поспособствует и принята норма об увеличении взносов в гарантийный фонд. Для небольших СК это сделает работу на рынке очень затратной.

Вопрос фондов МТСБУ тоже непростая. Достоверной информации о размере фондов нет. Согласно документу, который должен ЭП, в фонде защиты потерпевших, откуда осуществляются регламентные выплаты, сегодня около 250 млн грн. Сколько средств в фонде страховых гарантий - неизвестно, но вряд ли меньше.

Где размещены эти средства - тоже загадка. Большая их часть находится в Брокбизнесбанка, который имеет отношение к Хомутынник. И хотя банк отвечает требованиям МТСБУ о том, что средства должны быть размещены в банках первой группы, вряд ли случайно, что Координационным советом руководит именно этот депутат, и большие средства находятся именно в Брокбизнесбанка.

Вполне логично желание направить эти финансовые потоки в выгодное руководству русло. Но будет в этом выгоду для страховщиков?

вместо послесловия

Как известно, после назначения Бориса Визирова головой МТСБУ в минувший четверг на заседании президиума участники заслушали отчет Вадим Загребной и Владимира Романишина и решили освободить обоих за нарушение устава.

Или согласует эти кадровые решения Коорднацийна совет, покажет время. Заседание состоится 22 июня.

Кроме этого, президиум инициировала проведение аудита бухгалтерского баланса МТСБУ. Также новое руководство планирует разобраться с организационной структурой бюро. Аппарат "моторки" сейчас насчитывает около 80 человек. Члены президиума и Координационного совета, с которыми авторы общались в процессе подготовки материала, утверждают, что для выполнения функций бюро хватит 20 человек.

К тому же, по информации, приведенной в приложении, в 2012 году, еще до утверждения сметы бюро, фонд зарплаты были увеличены на 50%, а президент и гендиректор МТСБУ будто бы получили кредит 3 млн грн на четыре года. Однако Романишин заявил ЭП, никакой займа он не брал.

Остается догадываться, кому из государственных служащих было так просто необходимо устранить руководство МТСБУ. Члены президиума не исключают возбуждения уголовных дел в отношении фигурантов этой статьи за события, которые имели место во время руководства Госфинуслуг Василием Волгой.

Так или иначе, в восьми членов МТСБУ даже по официальным данным ухудшились финансовые показатели. И пока в бюро руководство занято разделением полномочий и определением направления политического ветра, насущные проблемы только увеличиваются, а значит, вероятность новых банкротств растет.

Зачем столько?
Сколько они будут стоить у нового исполнителя - ИТЦ - пока неизвестно, но даже если цена будет ниже нынешней, стоит ли иметь дело с предприятием с запятнанной репутацией?
Почему так быстро?
Куда идут миллиарды от "автогражданки"?
Хотя смогут страховщики объективно оценить финансовое состояние членов МТСБУ, несмотря на персоналии?
Но будет в этом выгоду для страховщиков?